Тел.1: 8-(4962)-66-53-30      Тел.2: 8-(966)-024-72-94       Email: lunevo.school@mail.ru

Версия для слабовидящих                         Обычный вид

Рекомендации для родителей, дети которых выбирают будущую профессию

Пройдет совсем немного времени, и вашему ребенку придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути.

 

Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Как найти среди них свою? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?», проблема выбора профессии очень серьезна, особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения.

Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять. Именно сегодня при выборе профессии необходимо учитывать тот факт, что современные условия требуют от человека постоянной готовности к переменам, мобильности, умения работать с огромными объёмами информации.

Многие родители, понимая это, всячески стремятся помочь своему ребёнку в выборе. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. Полезно бывает вместе проанализировать профессиограммы интересующих школьника профессий.

Важно понимать, что помощь должна носить ненавязчивый, рекомендательный характер. Иногда, в силу особенностей подросткового возраста и специфики самой темы, многие школьники закрываются и всячески уклоняются от обсуждения. Поэтому родителям важно проявить тактичность в вопросе и ни в коем случае не запрещать что-либо категорично. Важно уметь создать такие ситуации и такое пространство, в котором школьник начал бы сам рассуждать и анализировать, увидел иные варианты.

Родители зачастую могут оказать самое большое влияние на выбор будущей профессии для своих детей. При всём при этом,  родителю необходимо понимать, что самое главное для детей, как бы они ни стремились к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.

Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему попробовать себя в профильном кружке, секции, программе. На сегодняшний день в Красноярском крае многие образовательные учреждения (школы, межшкольные учебные комбинаты, учреждения дополнительного образования) внедряют различные проекты, позволяющие включаться в так называемые профессиональные пробы, в ходе которых учащиеся могут получить опыт той работы, которую они выбирают, и пытаются  определить, соответствует ли характер данной работы их способностям и умениям.

Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но, прежде всего, познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям.

Одним из интереснейших способов познания профессионального мира может стать участие в  различных событиях города и края:  ярмарки, дни открытых дверей, фестивали, форумы профессий, конкурсы, экскурсии в образовательные учреждения и на крупные предприятия города. Не нужно забывать и о том, что мы живем в век it-технологий, информацию можно получать также из виртуальных источников: сайты красноярского центра профессиональной ориентации и психологической поддержки населения (www.kcp24.ru), агентства труда и занятости красноярского края (www.rabota-enisey.ru), учебных учреждений и крупных работодателей. Использование информации из разных источников, формирует наиболее полное преставление о мире профессий  и способствует профессиональному самоопределению подростка.

Родителям самоопределяющегося подростка важно помнить, что в основе успешной трудовой деятельности и профессионального успеха человека лежат три компонента: желание и интерес  к выполняемой деятельности («хочу»), возможности для выполнения данного вида деятельности, включая имеющиеся навыки и состояние здоровья («могу»), востребованность данного вида деятельности на рынке труда («надо»).

«Хочу» – интересы человека, желания, стремления.

«Могу» включает любые способности человека, таланты, состояние здоровья.

«Надо» –  это востребованность конкретной профессии на рынке труда. Это немаловажная часть профессионального выбора, показывающая востребованность профессионала у работодателей.

Схема №1. Взаимозависимость трех элементов, составляющих основу профессионального выбора.



Совершая выбор, необходимо соотносить три фактора: «хочу», «могу», «надо».  Говоря об успешной профессиональной реализации, следует уделить внимание составлению личного профессионального плана – это представление человека о своём профессиональном будущем. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое. Планируя свою профессиональную карьеру, подростку необходимо проявить максимум самостоятельности.

Основная задача родителей в сопровождении школьников не столько привести его к решению о получении какой либо профессии, сколько постепенно сформировать у него внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного) с учетом своих возможностей и общественных потребностей.

 

 

По материалам сайта: http://netnado.ru/rekomendacii-dlya-roditelej-deti-kotorih-vibirayut-budushuyu-p/page-1.html